Девятое Ава. 9 ава (16 июля 2013)

А́ВА ДЕВЯ́ТОЕ (תִּשְׁעָה בְּאָב, тиш‘а бе-ав), традиционный день траура и поста в память о разрушении Первого и Второго храмов в Иерусалиме. По данным Библии, разрушение Первого храма вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. пришлось на десятое ава (Иер. 52:12,13) или на седьмое ава (II Ц. 25:8–9).

Однако религиозные авторитеты уже достаточно рано, очевидно, в домишнаитский период (см. Мишна) решили считать днем траура девятое ава, полагая (как это было зафиксировано позже в Талмуде), что «вавилоняне вступили в Храм в седьмой день месяца ав и три дня предавались там разным бесчинствам, а в девятый день, ближе к сумеркам, подожгли его, и он горел весь десятый день» (Та‘ан. 29а). Известно, что уже во времена Мишны именно девятое ава соблюдался как день траура по Первому храму.

По Иосифу Флавию (Война 6:249–50), разрушение Второго храма римлянами в 70 г. н. э. пришлось на десятое ава. Однако и в этом случае Талмуд (Та‘ан. 29а) указывает дату девятое ава. Традиция, нашедшая отражение в Мишне, считает, что в этот день произошло еще три бедствия: «Произнесен был Божественный приговор над выходцами из Египта, чтобы они погибли все в пустыне и не ступили в Землю обетованную… взята была римлянами крепость Бетар… и, наконец, вспахан был, как поле, святой град» (то есть Иерусалим; Та‘ан. 4:6). По средневековой традиции, на девятое ава приходится также изгнание евреев из Испании в 1492 г. Эта дата стала в глазах евреев символом всех преследований и несчастий еврейского народа.

Правила и обычаи, касающиеся девятого ава, наиболее подробно кодифицированы Маймонидом (Майм. Яд., Та‘ан. глава 5), а затем Иосефом Каро (Ш. Ар., О. Х. 549–561). Общим правилом траура девятого ава является приравнивание его к трауру по ближайшему родственнику. Траур начинается с заходом солнца в день, предшествующий девятому ава, и продолжается до захода солнца в день девятого ава. Последняя трапеза до начала поста должна состоять не более чем из одного блюда без мяса и вина. Предписано соблюдение следующих правил в течение всего поста: полное воздержание от еды и питья; воздержание от купания (можно лишь ополаскивать руки в гигиенических целях); воздержание от половых сношений; воздержание от пользования благовониями и притираниями (парфюмерией); запрещение носить кожаную обувь; запрещение работать или заниматься делами; следует сидеть на полу или на низкой скамейке; запрещено изучать Тору, ибо она является источником радости, можно читать и изучать лишь тексты, связанные с выражением скорби и горести: Плач Иеремии (Эйха) и соответствующий мидраш (Эйха Рабба), книги Иова, Левит (26:14–42), Иеремии (39), аггадические (см. Аггада) разделы Талмуда, посвященные разрушению Иерусалима (Гит. 55б-58а).

В девятое ава наиболее строгие традиционалисты спят ночью на полу, положив под голову камень. Принято, чтобы в синагоге в этот день горело всего несколько свечей. Занавес (парохет), которым занавешен ковчег (см. Ковчег Завета), в этот день снимают, а в некоторых сефардских (см. Сефарды) синагогах, где такого занавеса нет, вешают черный занавес. В Иерусалиме в день девятого ава принято идти к Стене плача (см. Западная стена). Вечером накануне девятого ава в Израиле закрыты все театры, кино, концертные залы и т. п. Евреи, строго следующие традиции, начинают соблюдать траур по разрушению Храма уже за три недели до девятого ава, то есть с поста 17 таммуза (см. Трёхнеделье), усиливая проявление скорби в течение последних девяти дней этого периода, начиная с первого ава. Среди ашкеназов принято воздерживаться в эти дни от употребления мяса и вина (кроме как по субботам), не надевать новые или праздничные одежды и дважды в день читать приуроченные к этому времени элегии (см. Кина), а также псалмы 136 и 78. Сефарды соблюдают эти предписания лишь в течение недели, на которую выпадает девятое ава.

После Шестидневной войны, с воссоединением Иерусалима в 1967 г., в религиозных кругах стал обсуждаться вопрос об изменениях в ритуале девятого ава, связанном с разрушением Иерусалима, и внесении в него модификаций, основанных на положениях Талмуда, предусматривающих наступление периода, когда евреи в Эрец-Исраэль не будут больше притесняться, хотя Храм еще не будет восстановлен.

Во второй половине 17 в. в ходе движения Саббатая Цви, который упразднил пост девятого ава и объявил его праздничным днем, соблюдение поста стало признаком приверженности ортодоксальному иудаизму. Реформистское движение (см. Реформизм в иудаизме) в течение длительного времени не признавало девятое ава как день траура. Однако уже несколько десятков лет это положение отменено.

 

 

 

Другие записи