Симхат Тора. 23 тишрея (8 октября 2012)

Непосредственно за праздником Суккот следует Симхат Тора. Этот праздник   имеет   особое   значение   для   евреев   стран   бывшего Советского Союза. Перед тем, как рассказать вам об этом прекрасном еврейском празднике, я снова хочу вернуться немного назад, чтобы кое-что пояснить.

Праздник Суккот начинается в пятнадцатый день месяца Тишрей. В десятый день Тишрея мы праздновали Йом кипур В первый и второй день этого месяца мы праздновали Рош а-Шана, а двадцатью девятью днями ранее, в первый день месяца элул, мы слушали трубление в шофар, и это означало, что уходит старый год и ему на смену приходит новый, то есть приближается Рош а-Шана. Мы готовимся предстать перед Судом и быть судимыми.

Вдумайтесь в эту закономерность В элуле мы начали с чувством глубокой ответственности приближаться к Дню суда Дни Рош а-Шана напоминают нам, что Б-г однажды судил Адама и помиловал его Это дарует нам надежду, что Всемилостивый Б-г простит нам наши вольные и невольные прегрешения, которые мы совершили по неведению или по недопониманию Мы просим Всевышнего в молитвах о прощении и о даровании нам и нашим близким долгой и благополучной жизни Мы пересматриваем свои поступки и жаждем обновления, чтобы с чистыми помыслами и очищенной душой начать новый год, новый цикл нашей жизни

Так проходят десять дней между Рош а-Шана и Йом кипуром, которые мы проводим в молитвах, очищая себя от греха, чтобы Б-г записал нас в книгу жизни и даровал нам прощение и очищение от грехов. Мы стремимся к миру в душе и к единению с Б-гом.

Йом кипур мы проводим в молитвах и посте, как бы искупляющем и очищающем нас. Мы попросили прощения у наших друзей и близких за невольные обиды, которые мы им причинили, и были ими прощены. За это время каждый из нас почувствовал себя частицей всего еврейского народа и приблизился в своих помыслах и молитвах к Б-гу.

Через четыре дня после Йом кипура, в пятнадцатый день Тишрея, наступил праздник Суккот, во время которого мы веселились, испытывая облегчение, что миновали дни нашего полного раскаяния и глубоких раздумий. Разумеется, эти дни были нелегкими, поскольку осознавать свои грехи и ошибки — всегда непросто. А теперь наша задача — строить, строить и строить. Что же мы собираемся строить? Мы будем строить новые взаимоотношения в нашей семье, с родными и близкими, с нашими друзьями и сослуживцами, с нашим народом, с нашим Б-гом, Который — в каждом из нас В этом строительстве проявится серьезность наших намерений, которые и рождают надежду, оптимизм и праздник А теперь, после того  как  мы  отпраздновали  Суккот,   к  нам  приходит  подлинная радость — Симхат Тора.

На Симхат Тора мы заканчиваем цикл — годичный цикл — чтения Торы. Празднуют этот праздник дома и в синагоге. Утром вся семья в праздничных одеждах отправляется в синагогу. Молитвы сопровождаются веселыми танцами со свитком Торы.

Дедушки и их маленькие внуки, уважаемые отцы семейств и их дети, юноши, подростки — все самозабвенно поют и танцуют, каждый старается дотронуться до свитка Торы и поцеловать его. Особая честь — танцевать, держа свиток Торы в руках. Вечером обычно праздничное шествие высыпает на улицы. Люди танцуют и поют со свитками Торы в руках. Этот веселый праздник всегда был для еврейского народа вестником подлинной свободы, свободы духа, в том числе и для евреев Советского Союза.

Я хочу напомнить вам о том, с чего начался процесс освобождения евреев Советского Союза, — с таких вот массовых празднеств в синагогах и на улицах Москвы и других городов. Давайте вспомним, как в 1961 году около двенадцати тысяч человек собрались вокруг синагоги в Ленинграде, а в 1964 году около пятидесяти тысяч — у синагоги в Москве в праздник Симхат Тора.

А сейчас мне хочется спросить вас: как вы думаете, что символизирует этот еврейский праздник?

Тора представляет собой свиток, а свиток — это круг. У круга нет начала и нет конца. Мы можем войти в круг в любом месте. День Симхат Тора не начало и не конец. В этот день мы отмечаем вечное обновление жизни, ее бесконечность. Мы празднуем вечное продолжение — смену поколений, веков, людей. И это праздник вечной нашей Торы. Получив свободу, вы приобщаетесь к обычаям своего народа, которые сопровождали его на протяжении тысячелетий. Приобщаясь к жизни своего народа, вы не находитесь ни в начале, ни в конце пути, вы просто присоединяетесь к никогда не кончающемуся кругу — циклу еврейской жизни.

Мы, евреи, танцуем в кругу, а не парами и не рядами. Мы танцуем в кругу, повторяя круг свитков Торы, цикл нашего календаря и наших жизней. Симхат Тора — это приглашение каждого из нас, евреев, независимо от того, насколько мы религиозны, насколько мы образованны, — взявшись за руки, войти в круг и вместе с другими евреями танцевать вокруг нашей вечной Торы. Помните, что еврейская жизнь — это круг. Вы только что вошли в этот круг. Счастливого вам праздника!

 

 

Другие записи