ЕАО в первой половине ХХ в.

С 1901 по 1909 год между реками Тунгуской и Амуром, согласно утвержденным царским правительством 22 июня 1900 г. Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях, было выделено 10 переселенческих участков.

На пяти участках были образованы селения Дежневка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села: Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. – Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912–1913 гг. – Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное. К 1915 г. на участки Бирского Опытного Поля было водворено – 432 семьи, 1087 душ. Однако наводнения и начавшаяся в 1914 г. первая мировая война обусловили большой отсев крестьян-переселенцев. Осенью 1915 г. 293 хозяйства от числа водворенных снимаются со своих мест и уезжают на места прежнего места жительства. Исчезает ряд населенных пунктов, дальнейшее развитие территории на время приостанавливается.

Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2-3 года и более.

Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт.
На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908 – 1916 гг.). На ее строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.).
В 1913 – 1915 гг. были сданы во временную эксплуатацию отдельные участки магистрали, а в 1916 г. (с окончанием постройки железнодорожного моста у г. Хабаровска) завершилась прокладка сквозной магистрали до Владивостока.
В ходе строительства Амурской железной дороги на территории будущей области были образованы новые населенные пункты: Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облучье, Ольгохта, Тихонькая и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги.
События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Для рассмотрения этого вопроса была создана комиссия Политбюро ЦК под председательством заместителя председателя СНК и СТО СССР А.Д. Цурюпы.
14 июня 1924 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило предложения комиссии Политбюро ЦК:
«1. Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). 2. На Комитет возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета, с обязательным включением в него представителей СНК Союзных республик».
КОМЗЕТом рассматривался вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае.
8 июля 1926 г. Политбюро ЦК приняло решение:
«1. Параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию».
В монографии Г.В. Костырченко «Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм» указывается: «… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане».
В 1927 г. был определен район будущей колонизации – Биробиджанский. В августе того же года его посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев). Комиссия в целом положительно оценила перспективы района будущей колонизации.
Материалы экспедиции были подытожены, и КОМЗЕТ принял решение «просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев». Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним примерно 4,5 млн. га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.
К 1940 году в области уже было развитое сельское хозяйство и промышленность (стройматериалов, легкая, пищевая и др.).
Ведущими отраслями промышленности области являются: промышленность строительных материалов, её доля в общем объеме промышленного производства составляет 28 процентов, лесная, деревообрабатывающая промышленность — 18 процентов, электроэнергетика — 16 процентов, машиностроение и металлообработка — 14 процентов, легкая промышленность — 10 процентов.
На машиностроительных предприятиях производятся силовые трансформаторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, запасные части к ним, нестандартное оборудование по заказам предприятий и населения, осуществляется ремонт строительной и дорожной техники.
Сельское хозяйство специализируется на мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. В долине реки Амур культивируют сою, зерновые культуры (ячмень, пшеницу, овес). На востоке, в долине реки Бира, выращивают овощи и картофель.

Другие записи